Психофармакология
в работе психолога
в формате
текстовых лекций + доп. материалы
  • Как действует психолог без знаний фармакологии

    Продолжает усиливать техничность: дыхательные упражнения, СБТ-интервенции, дневники мыслей.

    Объясняет отсутствие прогресса как сопротивление, защиту или «вторичную выгоду».

    Обходит тему фармакотерапии из страха «нарушить доверие» или «выйти за рамки».
  • Как действовать этично и профессионально

    Учитывает возможный нейробиологический вклад в симптоматику.

    Обсуждает с клиентом субъективный опыт медикаментов без давления.

    Интегрирует понимание фармакотерапии в психотерапевтический процесс.
С помощью этого обучения
вы сможете:
заметить клинические риски
в психотерапии
получите ориентиры, позволяющие вовремя распознать состояния, требующие вмешательства психиатра, и избежать затяжной неэффективной терапии
понять где ваша зона ответственности
разберетесь, где заканчивается компетенция психолога и начинается зона медицинской ответственности, чтобы действовать уверенно, этично и в рамках профессии
учитывать фарму
в психотерапии
узнаете, как медикаменты влияют на эмоциональную и когнитивную сферу клиента, и научитесь адаптировать психотерапевтические техники с учетом фармакологического фона
Психофармакология
в работе психолога
содержание

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОФАРМАКОЛОГИЮ

  • Цель курса и зона ответственности психолога
  • Когда психологу необходимо учитывать медикаментозную терапию
  • Типы состояний, при которых психофармакология должна приниматься во внимание
  • Признаки, указывающие на необходимость консультации психиатра
  • Терапевтическая стагнация: как отличить сопротивление от нейробиологического фактора
  • Этические и юридические границы: что можно и нельзя обсуждать с клиентом

КАК ПОНЯТЬ, КОГДА КЛИЕНТУ НУЖНА ПСИХОФАРМА

  • Клинические признаки, требующие оценки психиатра
  • Тяжёлая депрессия, суицидальные мысли
  • Психозы, галлюцинации, дезорганизация мышления
  • Некупируемая тревога, панические атаки, ОКР
  • Стабильно высокий уровень дистресса, нарушающий функционирование
  • Признаки, что клиент «застрял» в терапии из-за биологического компонента
  • Критерии для мягкого и деликатного направления к психиатру
  • Ключевые критерии для направления к психиатру
  • Если клиент отказывается

КОГДА ФАРМА —

ЭТО ПЛАЦЕБО, И НЕ НУЖНА КЛИЕНТУ

  • Что такое эффект плацебо?
  • Исследования об эффективности антидепрессантов при лёгкой депрессии
  • Эффект ожиданий и отношение к терапии — как они влияют на эффективность медикаментозного лечения
  • Как не переоценить медикаменты и не недооценить ресурсы клиента
  • Опасность переоценки фармакотерапии
  • Опасность недооценки ресурсов клиента
  • Роль психотерапии в снижении симптомов, где фармакотерапия не требуется
  • Практические приёмы

ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ПСИХОФАРМ. ПРЕПАРАТОВ

  • Зачем психологу знать об антидепрессантах?
  • Антидепрессанты — основные группы и механизм действия
  • Анксиолитики и транквилизаторы
  • Антипсихотики
  • Стабилизаторы настроения (нормотимики)
  • Психостимуляторы и препараты для лечения СДВГ
  • Снотворные и седативные препараты
  • Сравнительные таблицы
  • Стабилизаторы настроения — что должен знать психолог
  • Как препараты влияют на поведение и терапию

КАК ДЕЙСТВУЕТ ФАРМА НА МОЗГ И ПОВЕДЕНИЕ

  • Нейротрансмиттеры и механизмы действия
  • Визуальное сравнение
  • Биологическая модель психических расстройств: когда она оправдана
  • Когда биологическая модель может быть переоценена
  • Психологические изменения под действием медикаментов
  • Как психолог может работать с этими изменениями

ЧАСТЫЕ ПОБОЧНЫЕ ЭФФЕКТЫ ФАРМЫ

  • Частые побочные эффекты и их влияние на терапию
  • Как распознать побочные эффекты в сессии
  • Как обсуждать с клиентом побочные эффекты
  • Побочные эффекты, которые особенно важны в терапии
  • Как побочные эффекты могут мешать терапии или её замедлять
  • Как отличить побочный эффект от психологической защиты?
  • Разговор с психиатром — что важно передать от психолога

СОТРУДНИЧЕСТВО

С ПСИХИАТРОМ

  • Как понять, что клиенту нужна консультация психиатра, и как этично это предложить
  • Основные принципы этичного направления
  • Как передавать информацию психиатру: что важно, что допустимо, как соблюсти границы конфиденциальности
  • Как формулировать предложение — примеры фраз
  • Как поддержать клиента в реакции
  • Как вести психообразование — объяснить важность комплексного подхода
  • Как оценить эффективность психообразования
  • Примеры формулировок при направлении клиента к психиатру

КЕЙСЫ,ПРАКТИЧЕСКИЕ СЦЕНАРИИ

  • 6 кейсов (описание клинического случая, анализ случая, рассмотрение рисков, что не стоит делать, как действовать грамотно (примеры формулировок))
  • Как сопровождать клиента, если он испытывает побочные эффекты
  • Как формулировать направление, если клиент сам не осознаёт нужды в медикаментах
  • Пограничное расстройство и резкие обострения: психиатрическая поддержка
  • Навязчивости при ОКР: когда фарма даёт опору
  • Перепады настроения: как дифференцировать САР и БАР
Популярные заблуждения
  • Психолог
    Антидепрессанты не нужны клиентам, со всем может помочь КПТ!
  • Умная таблеточка Атаракс
    Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) является эффективным методом лечения депрессии, особенно при лёгкой и умеренной степени тяжести. Однако при более тяжёлых формах депрессии, а также в случаях, когда КПТ не приводит к значительному улучшению, антидепрессанты могут быть необходимы для достижения ремиссии.

    КПТ и антидепрессанты не являются взаимоисключающими методами лечения. Их комбинированное применение может обеспечить более полное и устойчивое восстановление, особенно при тяжёлых или хронических формах депрессии. Важно индивидуально подходить к выбору терапии, учитывая особенности каждого пациента.
  • Психолог
    Мне как психологу не нужно разбираться в психофармакологии, пусть это делает психиатр!
  • Умная таблеточка Атаракс
    Хотя назначение и управление медикаментозным лечением входит в компетенцию психиатра, понимание основ психофармакологии является важным для психологов. Знание основ психофармакологии расширяет профессиональные компетенции психолога, способствует более глубокому пониманию состояния клиента и улучшает качество предоставляемой помощи. Это не означает выход за пределы своей профессиональной роли, а скорее укрепляет её, обеспечивая более всесторонний и информированный подход к лечению.

    Информирование и поддержка клиента: Клиенты могут иметь вопросы или опасения по поводу медикаментозного лечения. Психолог, обладающий знаниями в области психофармакологии, может предоставить достоверную информацию, помочь развеять мифы и поддержать клиента в принятии информированных решений.

    Понимание влияния медикаментов на клиента: Психотропные препараты могут значительно влиять на эмоциональное состояние, когнитивные функции и поведение клиента. Знание этих эффектов позволяет психологу адаптировать терапевтические подходы и более точно интерпретировать реакции клиента.

    Эффективное междисциплинарное сотрудничество: Психологи часто работают в команде с психиатрами и другими медицинскими специалистами. Понимание основ психофармакологии способствует более продуктивному взаимодействию и координации лечения, что улучшает исходы для клиента.

    Подтверждение из исследований:

    • Американская психологическая ассоциация подчёркивает важность обучения психологов основам психофармакологии для улучшения качества ухода за пациентами и эффективного взаимодействия с другими специалистами.

    • Понимание психофармакологии позволяет психологам быть мостом между клиентом и врачом, обеспечивая клиенту понимание назначения, действия и возможных побочных эффектов препаратов.
  • Психолог
    Антидепрессанты делают клиентов более ригидными, нарушают когнитивные функции и терапия перестанет быть эффективной!
  • Умная таблеточка Атаракс
    Наоборот, современные исследования показывают, что антидепрессанты, особенно селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС), могут улучшать когнитивные функции, такие как внимание, память и исполнительные функции, особенно у пациентов с депрессией. Это способствует более эффективному участию в психотерапии.

    Что говорят исследования:

    Метанализ 33 исследований показал, что антидепрессанты оказывают умеренно положительное влияние на когнитивные функции, включая внимание, исполнительные функции, кратковременную и долговременную память, а также скорость обработки информации у пациентов с депрессией. СИОЗС продемонстрировали наибольший положительный эффект среди всех классов антидепрессантов.

    Исследование, опубликованное в JAMA Psychiatry, показало, что лечение поздней депрессии антидепрессантами связано с улучшением когнитивных функций, особенно памяти и обучения.

    Исследование с использованием ПЭТ-сканирования выявило, что приём СИОЗС, таких как эсциталопрам, способствует улучшению когнитивных функций, включая память, что связано с изменениями в активности серотониновых рецепторов в мозге.
  • Психолог
    Какой смысл в терапии, если человека могут вылечить антидепрессанты?
  • Умная таблеточка Атаркс
    Антидепрессанты эффективно уменьшают симптомы депрессии, особенно при умеренной и тяжёлой степени. Однако они не устраняют психологические, поведенческие и межличностные причины, лежащие в основе расстройства. Психотерапия помогает клиенту осознать и изменить деструктивные паттерны мышления, поведения и отношений, что способствует устойчивому выздоровлению и снижает риск рецидива.

    Что говорят исследования:

    Комбинированное лечение(антидепрессанты + психотерапия) более эффективно, чем каждый из методов по отдельности. Метанализ 101 исследования показал, что комбинированная терапия повышает вероятность ответа на лечение на 25–27% по сравнению с монотерапией.

    Пациенты, получающие комбинированное лечение реже прекращают терапию преждевременно и демонстрируют более высокие показатели выздоровления.

    Психотерапия обеспечивает более длительный эффект после завершения лечения по сравнению с антидепрессантами, особенно
    в профилактике рецидивов.
Результат прохождения
обучения
Понимание психофармакологии
и работа с медикаментозным компонентом в терапии: осознанность, сотрудничество, эффективность!
На обучении вы получите чёткое понимание, в каких случаях психофармакология необходима клиенту, научитесь отличать состояния, требующие медикаментозной поддержки, и выстраивать корректное профессиональное взаимодействие с психиатрами.

Вы разберётесь в действии и побочных эффектах ключевых групп препаратов — антидепрессантов, антипсихотиков, стабилизаторов настроения, транквилизаторов — и сможете уверенно ориентироваться в том, как медикаменты влияют на поведение, мышление и эмоциональный фон клиента.

Вы также получите системные знания для работы с клиентами с депрессией, тревожными, биполярными и психотическими расстройствами, что повысит вашу устойчивость в практике и сделает вас более уверенным и подготовленным специалистом.

Вся информация курса основана на принципах ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ И ПСИХОЛОГИИ!
Made on
Tilda